ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
ЖИТИЕ ПРАВЕДНИКА НАШЕГО ВРЕМЕНИ
БЛАЖЕННОГО СТАРЦА АЛЕКСИЯ ПЕНЗЕНСКОГО

ОТРЫВКИ ИЗ 4-Й КНИГИ "ПРИИДИТЕ КО МНЕ ВСЕ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ..."

null

nullПредисловие

Благочестивый читатель, у тебя в руках новая книга о замечательном Пензенском старце схиигумене Алексие. В это трудное время Господь даровал нам великого светильника земли в лице дорогого батюшки.

Многие свидетельствуют, что, узнав о старце, они другими глазами смотрят на мир, на окружающую действительность. Многим читателям даже не верилось, что такой подвижник веры и благочестия жил не в далекие времена, а в наше время.

Невозможно описать все чудеса и исцеления, которые Господь творил и продолжает творить через Своего избранника - старца Алексия. Для меня, как и для многих других почитателей старца, он всегда был святым.

Вижу милость Божию в том, что Господь и Матерь Божия привели меня к такому необыкновенному старцу, что я жил больше десяти лет рядом с ним. Жил в его святой обители и видел бесчисленное множество совершаемых им исцелений, случаев прозорливости и его чудодейственной помощи. На себе ощущал силу его молитв и его любовь. Его милосердие и снисхождение к приходящим.

Вместе с тем оговорюсь, что это книга не о чудесах. Она составлена из многочисленных свидетельств людей, которым старец был дорог. Поэтому хотелось записать не только случаи его благодатной помощи, но и его слова, сказанные какому-то конкретному человеку, которые тоже представляются важными. Его отношение к различным событиям и ответы на многочисленные вопросы.

Считаю себя обязанным все это как можно точнее описать, понимая, что каждому человеку, повествующему о батюшке, это все дорого и свято. Вместе с тем, не считаю себя вправе комментировать слова и действия самого старца и лиц, рассказавших о нем. Хотя нередко такое желание появляется.

Я никогда не собирался писать книг и не чувствую в себе писательского дара. Постоянно ощущаю свое недостоинство писать о таком старце, и поэтому вновь и вновь прошу снисхождения к моей неумелости и неискусности.

Честна пред Господом смерть преподобных Его
«Не прикасайтесь к помазанным Моим...»

После выхода третьей книги в наш адрес вновь увеличился поток писем. Радует, что большинство читателей одобряют написанное нами, но немало и укоряю-щих. Поэтому, в первую очередь, считаю себя обязанным хоть вкратце ответить нашему недовольному читателю.

В частности, упрекают в том, что я сгущаю краски, когда косаюсь вопроса о последних временах.

Мне и самому очень хотелось бы, чтобы это было не так.

Да, Бог есть любовь. И Он всем хочет спасения. Все мы многократно слышали эти слова:

- Господь за правду прибавит время, за неправду - убавит.

Но где вы видите правду? Где покаяние? - Этого нет.

Закончился коммунистический террор. Как будто бы закончились гонения на Церковь и на верующих. Но не закончилась борьба темных сил, просто изменилась их тактика.

Грех прочно становится нормой в нашей когда-то святой стране. Кто нами управляет, они же и заказывают для нас музыку. Средства массовой информации насаждают порочный образ жизни.

На экранах телевизоров кумиры выворачивают свой непотребства и гордятся ими, как добродетелями. Похоже на конкурс, в котором выигрывает тот, кто более преуспел в своем растлении и прочей мерзости. Рекламы пестрят услугами экстрасенсов и колдунов.

В школах уже с начальных классов учат не закону Божьему, а науке, как предохраняться от нежелательной беременности. Еще немного усилий в этом направлении, и у нас будет как в Содоме и Гоморре.

Если это не прекратится, то через малое время мы станем нацией, у которой нет будущего. Нас взяли в плен без войны. Нас это устраивает и, похоже, многих даже радует.

Нас ведут семимильными шагами в пропасть. Они хотят, чтобы мы жили как в аду, чтобы мы забыли, что мы православные. Если неразумный малыш пытается опрокинуть на себя кипящий чайник, то родители его наказывают шлепком.

А что с нами делать? Сколько еще времени мы будем неразумны?

Да, Господь милосерден и долготерпелив. Но как еще с нами поступать?

Поэтому нам и будут попущены бедствия и скорби. И прольется чаша гнева. Все, что написано в таинственной книге Апокалипсиса, обязательно произойдет. Ни одного слова не останется неисполненным.

Об этих грядущих бедствиях писали многие святые отцы. Много раз говорил и наш батюшка. Незадолго до своей кончины батюшку во время трапезы кто-то из приезжавших спросил:

- Батюшка, а поживем еще? Есть еще время для покаяния?

- Да, лет пятнадцать поживем. Если Господь даст.

Вот и размышляйте, за горами ли грядущие потрясения или они близ.

А ведь за это время всё должно произойти, и мы с вами это увидим. И война будет, и китайцы до Урала дойдут, и побегут из городов в деревни. Голод будет, и храмы закроют, и вместо крестов звезды поставят. И снова будут мучить православных, которые не поклонятся антихристу...

Куда еще дальше оттягивать. Многие знают, что уже напечатаны и заготовлены новые электронные паспорта. Ждут только благоприятной ситуации и соответствующей команды...

Многое, что и еще должно будет произойти, всё пророчески описано святыми отцами, и нет смысла это повторять.

Всё это обязательно случится, и должно произойти перед Вторым Пришествием Христа, хотим мы этого или нет. И мы должны через все эти испытания пройти и все бедствия претерпеть. Претерпевший всё, получит спасение.

Да, Господь есть любовь. Он милосердный и долготерпеливый. Но с нами иначе уже нельзя...

Укоряют меня и в том, что якобы обвинил всех священников. Не могу с этим согласиться.

Рассудите сам. Батюшка при жизни совершал чудеса. Или, точнее, скажем так: Господь через него совершал чудеса. «Не может человек сам на себя ничего взять, если не будет ему дано свыше».

Старец ничего не делал от себя, а все по воле Божией. Как велели Господь и Матерь Божия. Создал святую обитель, собрал братию, наладил богослужение. Принял великую схиму. Получил игуменство. Состоялось рукоположение. Состоялось таинство. Оно непостижимо для нас. Оно сверхъестественно. Сходит Дух Святый. Его нельзя увидеть, в это можно только верить.

Таинство не может быть каноническим или неканоническим. Оно совершилось, хотя некоторым этого не хочется признавать. А если сомневаешься и начинаешь доискиваться, кто постриг, кто рукополагал, - то здесь уже нет веры.

Не стал бы Господь творить чудеса через нарушителя закона. Ведь это так понятно. Если они в это не верят, то получается, что нет и чудес. Нет многочисленных свидетельств, и всё это не истинно.

Но ведь всё это есть. И не признавать - это значит клеветать на Истину.

Понять и поверить в это можно лишь Духом Святым и любовью. А у них этого нет, одни только знания и внешняя видимость благочестия при внутренней пустоте.

Говорят, что стоят на страже канонов.

А сами все делают канонически?

Службы сокращают, кафизмы повыбрасывали, две строчки прочитали и уже читают «Слава...»

Тех, кто не согласился принять ИНН или новый паспорт, изгоняют.

Пасху начинают петь не в полночь, а в 23 часа, когда еще Иисус Христос не воскрес.

Это все канонически?

Многое и еще можно привести в пример, но ведь ничего не изменишь, только озлобишь. Зажмуривают глаза, как будто не видят. А когда выгодно, - открывают.

Помню, засомневавшиеся поехали к одному известному старцу в Лавру, спросить о батюшке. И тот им ответил, что не может ничего сказать, от него это скрыто.

Понимаете? - От старца скрыто. А этим всё открыто. Не боятся, бесчестят, хулят.

Батюшка никогда при жизни на все их бесчестия не отвечал. Правда, однажды, сказал:

- Что эти попы делают?! Что говорят?! За всё будут отвечать.

Не говорят того, о чем должны были бы сказать. Все Можно брать: ИНН и ЧИПы, магнитные карты и электронные паспорта. Мол, это еще не печать, в этом нет ничего страшного. Отвечать не будете. Нечего бояться.

Недавно мне пришлось зайти в книжную лавку одного московского монастыря, собирался предложить для реализации книгу о батюшке. Отказались. Захотелось посмотреть, какие же они книги читают.

Смотрю. Целая полка книг одного очень известного в Москве богослова. Открываю одну из них. Читаю. Прихожу в недоумение. Смысл примерно следующий:

- Что так пугают этим антихристом? Зачем его надо бояться? Если я, например, его увижу, то скажу: «Добрый вечер, товарищ антихрист, приятно с вами познако-миться».

Вот оно, внешнее книжное богословие. Зачем им старец, да еще в колясочке? Как они смогут его принять? Знают ли они что-нибудь о крестоношении? Могут ли они сами нести такой крест? Умеют ли они отдавать себя другим людям? Могут ли они так любить?

Думаю, что нет. Они умеют только красиво говорить. Батюшка своей жизнью их обличает. Другого они духа, поэтому и злобствуют.

Один выдающийся иерарх прошедшего столетия сказал, что если бы сейчас не землю вновь пришел Господь наш Иисус Христос, то Его снова бы не приняли и распяли. И я ему верю.

Так и нашего батюшку всю жизнь распинали при жизни, продолжают и сейчас. Ведь не обязательно гвоздями пригвождать к кресту. Можно и словами, как гвоздями.

Раньше подвижники налагали на себя железные вериги, по 50 лет в пустынях умерщвляли свою плоть, заточались на столпах.

Для чего?

Чтобы умертвить свои страсти. В каждом человеке есть страсти и семя тли. Они сораспинали себя Христу.

А батюшка был распят уже с самого рождения. Был от начала пригвожден к своей коляске, как к кресту. У него уже всё было умерщвлено. Он, можно сказать, уже как в схиме родился.

Как раз только в таком теле Дух Святый и действует. А в наполненном страстями теле где вы видели Дух Святыи:

Какого же им надо еще святого? Батюшка мучился и страдал за нас, брал на себя все наши грехи и немощи. Всё покрывал своей любовью. Терпеливо переносил все физические страдания, бесчестия и поношения. Чудотворил. Исцелял. Прозревал. Открывал волю Божию.

Может ли человек своей силою всё это совершить, если не будет с ним Бог?

И сказать на это всё, что это не канонически?

Я их не обвиняю. И не собираюсь судить. Они сами себя обвиняют. И посрамятся.

Твердо верим, что пройдет еще немного времени, и все батюшкины слова исполнятся. Будут подняты нетленные мощи. Старца прославят. Станут притекать множества труждающихся.

Господь сказал: «Мне отмщение, Аз воздам».

И посрамит клеветников. На ком-то это уже и сейчас исполняется. За всё придется давать ответ. И в этой, и в будущей жизни.

Наш недовольный читатель продолжает выражать свое несогласие и с теми сказанными мною словами, что в деле спасения мы не на свои силы надеемся, а на помощь своего духовного отца.

Отвечу и на это.

Как думают о себе большинство православных людей? - Они думают, что у них все нормально в духовной жизни. Исповедуются, регулярно причащаются, в воск-ресные и праздничные дни в храм ходят. Постятся, утренние и вечерние молитвы читают, молитвенное правило выполняют. Кто-то даже в Иисусовой молитве упражняется.

Хватит ли нам этого для спасения? Получаем ли мы духовные плоды от своего большого правила? Может, мы от этого только в гордость впадаем и надмение? Знаем ли мы учение о тесном пути? Следуем ли мы этим путем?

Многие часто ездят в паломнические поездки и читают духовные книги. Они так много знают, что и других уже могут учить. Но от этих знаний прибавилось ли у них терпения, укрепилась ли их вера, появилась ли любовь к ближним?

У нас всё хорошо, пока мы не начали вести внимательную внутреннюю жизнь. А как станем внутрь себя смотреть, такое может открыться.

Есть общий порядок борьбы с грехом. На начальном этапе нужно свой ум привязать к чтению и изучению Писаний. Надо стараться постоянно держать перед своими очами евангельские заповеди, чтобы ум как бы плавал в них. Если мы будем внимательно рассматривать свои дела и слова, то увидим, что мы и близко ничего не можем сделать так, как написано в Евангелии.

А если мы еще начнем упражняться в Иисусовой молитве, да не лишь бы как, а со вниманием. Произносить слова молитвы неспешно. Не позволять уму скитаться повсюду. Воспрещать рассеиваться мыслям и мечтать. Если мы постараемся все это исполнить, то увидим, что у нас ничего не получается.

Зато от такого делания все страсти, сокровенные в сердце, придут в движение. Придут в движение такие помыслы, мечтания и греховные ощущения, о которых мы в себе и не подозревали. Мы увидим себя прямо-таки окованными всеми этими страстями, как цепями. И будем сознавать и ощущать, что сами, своими усилиями, мы ничего не сможем сделать.

Чем дальше мы будем находиться в этом делании, тем глубже будем видеть свои грехи и ощущать свою греховность. И всё больше будет расширяться зрение своих немощей.

Постепенно придет осознание, что наше обычное состояние - это состояние падения, погибели. При углубленном воззрении на себя мы увидим себя окованными страстями и ощутим себя человеком, по шею погрязшим в болоте и вопиющим оттуда к Богу.

И вот когда придет такое осознание своей греховности, сознание своей немощи и ничтожества, своего падшего состояния, тогда и начнешь молиться - и не прос-то молиться, а прямо-таки вопить: «Господи, помилуй!»

И это уже будет похоже на молитву.

Видеть свои собственные согрешения и внутреннюю скверность - это дар Божий. И происходит это не сразу, а очень постепенно. Если бы нам сразу открылось наше состояние, то мы бы могли не выдержать.

Мы увидим, насколько нуждаемся в милосердии Божием и восплачем о себе. И тогда уже не будем замечать грехи и недостатки своих ближних. Мы им всё простим.

Мы увидим, что ни одного богоугодного дела не можем сделать своими силами, ни одной заповеди исполнить не можем без помощи Божией.

Вот это я и имел в виду, когда говорил, что в деле спасения мы уповаем только на милосердие Божие и на предатательство духовного отца, а не на свои слабые силы.

Понятно, что это было написано для монашествующих. От мирских людей и не требуется, чтобы они занимались таким внутренним деланием.

Понятно также, что мы должны и сами бороться с грехом по мере сил. Телесными трудами, постом, бдением, самоукорением, благодушным терпением скорбей, частой исповедью, и как можно более частым призыванием помощи Божией и помощи своего духовного отца.

Нужно быть готовым понести всякое поношение, всякую досаду, поругание и укоризну от всех. Принять это с радостью и с благодарением Бога, как достойный этого.

Претерпеть с благодарением болезни, нужду и горести с упованием на Бога. Не укорять оскорбляющих. Мы стяжали различные страсти, а наши ближние очищают нас от грехов.

Никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией. Поэтому все наши жалобы, ропот, огорчение, оправдания себя, обвинения ближних и обстоятельств по сути своей есть противление и противодействие Богу.

Хочется привести несколько выдержек из творений святых отцов, которыми удобно пользоваться при нашествии скорбей.

Слова благоразумного разбойника:

«Достойная по делом моим приемлю: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...»

Помыслом печали и смущения хорошо противопоставлять слова Спасителя:

«Иже не примет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин...»

Нужно всегда помнить, что выше сил Господь крест не пошлет.

Против очень сложной скорби:

«Слава Богу за все. Да будет воля Божия».

Без скорби человек не способен к тому таинственному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби.

При печали до изнеможения и ужасной скорби:

«В Бога веруйте и в Мя веруйте...»

«Бог творит присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная».

Нужно понять и всегда помнить, что мы, создания Божий, находимся в полной Его власти, а потому и в совершенной покорности:

«Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу передадим».

Смиренный и благоговейный человек, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божия, не перестает молиться Богу, чтобы Он сотворил с ним милость. И все свои исправления Ему приписывает, и благодарит непрестанно, и молится, трепеща, чтоб не лишиться помощи свыше.

В деле спасения очень важно стяжать и умножать помышления и чувствования смиренные.

Коротко подведем итог вышесказанному. Какой самый благонадежный путь спасения? - Тот, который ведет человека путем смирения.

Смирение образуется от жизни по евангельским заповедям. Изучив их и начав делать, делатель придет к познанию своей собственной греховности и убеждению, что он - грешнейший и худший из всех людей.

Отсюда придет осознание, что мы достойны всякой смерти, брани, выговора, укоризны, клеветы и насмешки. Безропотно и благодушно будем их претерпевать. Они будут как праведное воздаяние за наши грехи и справедливым наказанием.

За всё скорбное, с нами случающееся, будем винить и осуждать самих себя. Ни в коем случае не станем почитать себя за нечто. Евангельские заповеди научают нас смирению, а безропотное несение креста совершенствует в этом.

Смирение истребляет из души и тела все духовные страсти и привлекает в нее благодать Божию. В этом и заключается спасение.

Послесловие

Еще при жизни батюшка говорил, что придет такое время и около него останется мало чад. Многие отойдут. Но потом потечет ручеек. Сначала тоненький, а затем все шире и шире.

Сейчас это все исполняется. Осталось действительно мало. Но уже побежал и зажурчал ручеек. Много стало приезжать людей, которые раньше батюшку никогда не знали и не слышали о нем.

Узнав о батюшке, многие загораются верой и стремятся попасть к нему. Зовет к себе батюшка. Мне пришлось однажды самому быть на книжной ярмарке, где были выставлены для реализации книги о старце, и наблюдать за реакцией людей, которые впервые видели его лик, помещенный на обложке второй книги.

Представьте: стоит потрясенная женщина. Сложила руки крестообразно, как перед причастием. На лице немой восторг и радость. Проходит какое-то время. Потом она протягивает руки к книге. Прикладывается благоговейно к фотографии, как к иконе. Крепко прижимает книгу к себе и уже не выпускает. Она даже не открывает книгу и не листает. На глазах слезы. Задает первый вопрос:

- Где он живет? Как к нему приехать?

А потом приезжает, а если нет возможности, то пишет и просит поблагодарить старца. Поблагодарить за то, что теперь у нее изменилась жизнь, за помощь, которую он ей оказывает.

Многие рассказывают о получаемой помощи. Пишут и звонят отовсюду. И не только из российских городов и весей. Почитатели старца есть и в Греции, и в Америке, и даже в Италии.

Интересно, как по-разному почитатели старца относятся к тому, кем он был.

Одни, приезжавшие из Краснодара, говорят, что у них сложилось единодушное мнение, что это был апостол и проповедник любви Иоанн Богослов.

Другие приводят доводы за то, что на земле с нами жил Архистратиг Михаил.

Интересную версию поведала нам одна женщина, приехавшая на могилку старца за полторы тысячи километров из далекого сибирского города. Ей было открыто, что старец Алексий был Светозарным Ангелом. Она подробно рассказала, как ей об этом было открыто.

Я сам это впервые услышал. Мне понравился ее рассказ, и я хоть вкратце, но расскажу об этом и тебе, боголюбивый читатель.

Много-много сотен лет назад, когда еще не было людей, у Бога был любимый Ангел - Светозарный. Когда он возгордился и сам захотел стать как Бог, то был сброшен на землю и увлек за собой целый сонм ангелов. Потом Бог создал человека...

Люди, которые, живя на земле, уподоблялись своей жизнью ангельскому житию, после кончины занимали место падших ангелов. Такое существует предание.

Прошло еще много лет. Места падших ангелов заполнялись. И только место Светозарного Ангела оставалось свободным.

И это вполне понятно: чтобы удостоиться этого, нужно выдержать такие испытания, перенести такие страдания, о которых никто и не слышал. Конечно же, речь идет не только о физических страданиях, а и о духовных, которые несравненно тяжелее.

Прошло еще много лет. И вдруг такой человек на земле появился. Он от рождения был почти без рук и без ног. Его часто обижали, а он всё безропотно терпел и старался всех любить.

Господь его укреплял и со временем попускал случаться всё большим испытаниям и скорбям, и тот все претерпевал с ангельским терпением. Тогда Господь открыл ему тайну, скрытую от века, что избирает его занять место Светозарного Ангела.

Но для этого ему нужно было согласиться до конца исполнить Промысл Божий. Он должен с этого времени и до своей кончины жить в аду. Продолжать жить на земле среди людей, но как в аду...

- Если ты не сможешь всё вытерпеть, то позовешь Меня, и Я облегчу твою жизнь. Но тогда у Меня уже, наверное, никогда не будет Светозарного Ангела.

Человек Божий согласился. Ведь он так любил Бога. И с этого времени он стал жить, как в аду..

Против него воевал сам князь тьмы со своим легионом. Но Господь всегда был со Своим избранником. Господь говорил через него. Господь был в нем.

Сколько ему пришлось перенести страданий и мук духовных и телесных, об этом знает только он сам и Господь.

И он все перенес. С ангельским терпением.

А князь тьмы всё время искал этого человека, который должен был занять место Светозарного Ангела. До времени это было сокрыто. А когда открылось, то он от ярости разорвал избранника Божия. Но зато теперь у нас есть Светозарный Ангел.

***

Сколько раз батюшка прикровенно открывал о себе. Помните, он говорил:

- Вы не знаете, у кого живете.

Говорил:

- Прощаются ваши грехи от юности и до сего дня.

Кто же может так разрешать и прощать грехи?

- Говорил и такие слова:

- Кто же плачет, когда с ними жених...

- Не оставлю вас сирых.

- Я ваши души вижу лучше, чем вы себя...

Многое и другое говорил. Есть и такое, что пока не следует открывать.

***

Старцу было всё в нас открыто. Через него с нами говорил Сам Господь и Матерь Божия. Нередко батюшку видели с ликом, сияющим, как у Спасителя. Строгий взор, и в то же время добрые и сияющие глаза. И в них кротость, любовь и снисхождение к нам, грешным...

Батюшка был для всех, к нему приходящих, как мать. Ведь мать смягчает наказание и защищает от наказания. Мать пожалеет и приласкает. Она снисходительная, и незаслуженное подает. Мать уговаривает отца и просит его обо всем.

Такой Заступницей Усердной для всего рода человеческого является Царица Небесная. И Она через батюшку действовала и щедро изливала Свою материнскую любовь.

Про батюшку можно рассказывать очень много. Но на этом пока поставим точку.

***

Ничего не собираюсь утверждать. И пишу не для того, чтобы ты, боголюбивый читатель, тоже начал доискиваться, кто с нами жил на земле.

Пройдет время, и многое откроется. Тайное станет явным.

Главное, что нам нужно понять и осознать, - что с нами на земле жил Праведник. Избранник Божий с детства. Он всю жизнь прожил свято и чудотворил. И он не нуждается в наших молитвах. Это мы нуждаемся в его молитвах, в его ходатайстве.

Мы должны его просить о помощи, о заступничестве. Но просить с верой и несомненным упованием, что он поможет. Просить с детской доверчивостью.

Лично мне очень нравится обращение к батюшке из молитвы акафиста. В этих словах, кажется, отражено всё. Я так и прошу его:

Преподобие отче наш Алексие,

Светозарный Ангеле,

Великий чудотворце,

Молитвинниче наш теплый,

Моли Бога о нас.

Уже даже от одного этого обращения получаешь утешение. И ощущаешь батюшкино присутствие и его готовность помочь.

Мы любим своего духовного отца, твердо верим каждому сказанному им слову. С ним нам не страшны любые грядущие испытания.

Радуйся, преподобне отче наш Алексие, заступниче последних христиан.

Иеромонах Гавриил, 2007г.

Акафист
Молитва
Заказ книг
Краткое жизнеописание старца
Выдержки из книг
"Приидите ко Мне все труждающиеся..."

Отрывки из первой книги
Отрывки из второй книги
Отрывки из третьей книги
Отрывки из пятой книги
Отрывки из шестой книги
Ссылки по теме

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Hosted by uCoz